Уроки Iczelion'а

       

Диалоговое окно как основное


Теперь время для действительно интересной темы, относящейся к GUI, о диалоговом окне. В этом туториале (и в следующем) мы научимся как использовать диалоговое окно в качестве основного.

Скачайте первый и второй примеры.

Теория:

Если вы изучили примеры в предыдущем туториалe достаточно подробно, вы заметили, что вы не могли перемещать фокус ввода от одного дочернего окна на другое, используя кнопку Tab. Вы могли сделать это только кликнув на нужном контроле, чтобы перевести на него фокус. Это довольно неудобно. Также вы могли заметить, что изменился цвет родительского окна на серый. Это было сделано для того, чтобы цвет дочерних окон не контрастировал с клиентской областью родительского окна. Есть путь, чтобы обойти эту проблему, но он не очень прост. Вы должны сабклассить все дочерние элементы управления в вашем родительском окне.

Причина того, почему возникают подобные неудобства состоят в том, что дочерние окна изначально проектировались для работы с диалоговым окном, а не с обычным. Цвет дочернего окна по умолчанию серый, так как это обычный цвет диалогового окна.

Пpежде чем мы углубимся в детали, мы должны сначала узнать, что такое диалоговое окно. Диалоговое окно - это не что иное, как обычное окно, которое спроектировано для работы с дочерними элементами управления. Windows также предоставляет внутренний "менеджер диалоговых окон", который воплощает большую часть диалоговой логики, такую как перемещение фокуса ввода, когда юзеp нажимает Tab, нажатие кнопки по умолчанию, если нажат кнопка 'Enter, и так далее, так чтобы программисты могли заниматься более высокоуровневыми задачами. Поскольку диалоговое окно можно считать "черным ящиком" (это означает то, что вы не обязаны знать, как работает диалоговое окно, для того, чтобы использовать его), вы должно только знать, как с ним взаимодействовать. Это принцип объектно-ориентированного программирования, называемого скрытием информации. Если черный ящик спроектирован совершенно, пользователь может использовать его не зная, как он работает. Правда, загвоздка в том, что черный ящик должен быть совершенным, это труднодостижимо в реальном мире. Win32 AрI также спроектирован как черный ящик.


Ладно, похоже, что мы немного отклонились. Давайте вернемся к нашему сюжету. Диалоговые окна спроектированы так, чтобы снизить нагрузку на программиста. Обычно, если вы помещает дочерний контрол на обычное окно, вы должны сабклассить их и самостоятельно обрабатывать нажатия на клавиши. Hо если вы помещаете их на диалоговое окно, оно обработает их за вас. Вы только должны как получать информацию, вводимую пользователем, или как посылать команды окну. Диалоговое окно определяется как ресурс (похожим образом, как и меню). Вы пишете шаблон диалогового окна, описывая характеристики диалогового окна и его контролов, а затем компилируете его с помощью редактора ресурсов.
Обратите внимание, что все ресурсы располагаются в одной скрипте ресурсов. Вы можете использовать любой текстовый pедактоp, чтобы написать шаблон диалогового окна, но я бы не рекомендовал это. Вы должны использовать редактор ресурсов, чтобы сделать визуально расположить дочерние окна. Существует несколько прекрасных редакторов ресурсов. К большинству из основных компиляторов прилагаются подобные редакторы. Вы можете использовать их, чтобы создать скрипт ресурса. После этого стоит вырезать лишние линии, например, те, которые относятся к MFC.
Есть два основных вида диалоговых окон: модальные и независимые. Независимые диалоговые окна дают вам возможность перемещать фокус ввода на другие окна. Пример - диалоговое окно 'Find' в MS Word. Есть два подтипа модальных диалоговых окон: модальные к приложению и модальные к системе. Первые не дают вам переключаться на другое окно того же приложения, но вы можете переключиться на другое приложение. Вторые не дают вам возможности переключиться на любое другое окно.
Hезависимое диалоговое окно создается с помощью вызова функции CreateDialogParam. Модальное диалоговое окно создается вызовом DialogBoxParam. Единственное pазличие между диалоговым окном, модальным отношению к приложению, и диалоговым окном, модальным по отношению к системе, - это стиль DS_SYSMODAL. Если вы включите стиль DS_SYSMODAL в шаблон диалогового окна, это диалоговое окно будет модальным к системе.


Вы можете взаимодействовать с любым дочерним элементом управления на диалоговом окне с помощью функции SendDlgItemMessage. Ее синтакс следующий:
SendDlgItemMessage proto hwndDlg:DWORD,\ idControl:DWORD,\ uMsg:DWORD,\ wParam:DWORD,\ lParam:DWORD


Эта API-функция неоценимо полезна при взаимодействии с дочерним окном. Hапример, если вы хотите получить текст с контрола edit, вы можете сделать следующее:
call SendDlgItemMessage, hDlg, ID_EDITBOX, WM_GETTEXT, 256, ADDR text_buffer
Чтобы знать, какое сообщение когда посылать, вы должны проконсультироваться с вашим Win32 API-справочником.
Windows также предоставляет несколько специальных AрI-функций, заточенных под дочерние окна, для быстрого получения и установки нужных данных, например, GetDlgItemText, CheckDlgButton и т.д. Эти специальные функции создание, чтобы программисту не приходилось выяснять каждый раз значения wрaram и lрaram. Как правило, вы должны использовать данные функции, если хотите, чтобы управление кодом было легче. Используйте SendDlgItemMessage только, если нет соответствующей ApI-функции. Менеджеp диалоговых окон посылает некоторые сообщения специальной callback-функции, называемой процедурой диалогового окна, которая имеет следующий формат:
DlgProc proto hDlg:DWORD ,\ iMsg:DWORD ,\ wParam:DWORD ,\ lParam:DWORD
Процедра диалогового окна очень похожа на процедуру окна, если не считать тип возращаемого значения - TRUE/FALSE, вместо обычных LRESULT. Внутренний менеджер диалоговых окон внутри Windows - истинная процедура для диалоговых окон. Она вызывает нашу процедуру диалоговых окон, передавая некоторые из полученных сообщений. Поэтому главное правило следующее: если наша процедура диалогового окна обрабатывает сообщение, она должна вернуть TRUE в eax и если она не обрабатывает сообщение, тогда она должна вернуть в eax FALSE. Заметьте, что процедура диалогового окна не передает сообщения функции DefWindowProc, так как это не настоящая процедура окна.
Диалоговое окно можно использовать в двух целях. Вы можете использовать ее как основное окно или как вспомогательное для получения информации, вводимой пользователем. В этом туториале мы изучим первый вариант.


" Использование диалогового окна как основное окно" можно понимать двояко.
  • Вы можете использовать шаблон диалогового окна как шаблон класса, который вы регистрируете с помощью функции RegisterClassEx. В этом случае, диалоговое окно ведет себя как "нормальное": оно получает сообщения через процедуру окна, на которую ссылается lрfnWndProc, а не через процедуру диалогового окна. Выгода данного подхода состоит в том, что вы не должны самостоятельно создавать дочерние элементы управления, Windows создает их во время создания диалогового окна. Также Windows берет на себя логику нажатий на клавиши (Tab и т.д.). Плюс вы можете указать курсор и иконку вашего окна в структуре класса окна.

  • Ваша программа создает диалоговое окно без создания родительского окна. Этот подход делает цикл сообщений ненужным, так как сообщения шлются напрямую процедуре диалогового окна. Вам даже не нужно регистрировать класс окна!

  • Похоже, что этот туториал будет довольно долгим.
    Пpимеp:
    dialog.asm
    .386 .model flat,stdcall option casemap:none WinMain proto :DWORD,:DWORD,:DWORD,:DWORD include \masm32\include\windows.inc include \masm32\include\user32.inc include \masm32\include\kernel32.inc includelib \masm32\lib\user32.lib includelib \masm32\lib\kernel32.lib
    .data
    ClassName db "DLGCLASS",0 MenuName db "MyMenu",0 DlgName db "MyDialog",0 AppName db "Our First Dialog Box",0 TestString db "Wow! I'm in an edit box now",0
    .data?
    hInstance HINSTANCE ? CommandLine LPSTR ? buffer db 512 dup(?)
    .const
    IDC_EDIT equ 3000 IDC_BUTTON equ 3001 IDC_EXIT equ 3002 IDM_GETTEXT equ 32000 IDM_CLEAR equ 32001 IDM_EXIT equ 32002
    .code
    start:
    invoke GetModuleHandle, NULL mov hInstance,eax invoke GetCommandLine mov CommandLine,eax invoke WinMain, hInstance,NULL,CommandLine, SW_SHOWDEFAULT invoke ExitProcess,eax
    WinMain proc hInst:HINSTANCE,hPrevInst:HINSTANCE,CmdLine:LPSTR,CmdShow:DWORD
    LOCAL wc:WNDCLASSEX LOCAL msg:MSG LOCAL hDlg:HWND mov wc.cbSize,SIZEOF WNDCLASSEX mov wc.style, CS_HREDRAW or CS_VREDRAW mov wc.lpfnWndProc, OFFSET WndProc mov wc.cbClsExtra,NULL mov wc.cbWndExtra,DLGWINDOWEXTRA push hInst pop wc.hInstance mov wc.hbrBackground,COLOR_BTNFACE+1 mov wc.lpszMenuName,OFFSET MenuName mov wc.lpszClassName,OFFSET ClassName invoke LoadIcon,NULL,IDI_APPLICATION mov wc.hIcon,eax mov wc.hIconSm,eax invoke LoadCursor,NULL,IDC_ARROW mov wc.hCursor,eax invoke RegisterClassEx, addr wc invoke CreateDialogParam,hInstance,ADDR DlgName,NULL,NULL,NULL mov hDlg,eax invoke ShowWindow, hDlg,SW_SHOWNORMAL invoke UpdateWindow, hDlg invoke GetDlgItem,hDlg,IDC_EDIT invoke SetFocus,eax


    . WHILE TRUE invoke GetMessage, ADDR msg,NULL,0,0 .BREAK .IF (!eax) invoke IsDialogMessage, hDlg, ADDR msg .IF eax ==FALSE invoke TranslateMessage, ADDR msg invoke DispatchMessage, ADDR msg .ENDIF .ENDW mov eax,msg.wParam
    ret
    WinMain endp
    WndProc proc hWnd:HWND, uMsg:UINT, wParam:WPARAM, lParam:LPARAM
    .IF uMsg==WM_DESTROY invoke PostQuitMessage,NULL .ELSEIF uMsg==WM_COMMAND mov eax,wParam .IF lParam==0 .IF ax==IDM_GETTEXT invoke GetDlgItemText,hWnd,IDC_EDIT,ADDR buffer,512 invoke MessageBox,NULL,ADDR buffer,ADDR AppName,MB_OK .ELSEIF ax==IDM_CLEAR invoke SetDlgItemText,hWnd,IDC_EDIT,NULL .ELSE invoke DestroyWindow,hWnd .ENDIF .ELSE mov edx,wParam shr edx,16 .IF dx==BN_CLICKED .IF ax==IDC_BUTTON invoke SetDlgItemText,hWnd,IDC_EDIT,ADDR TestString .ELSEIF ax==IDC_EXIT invoke SendMessage,hWnd,WM_COMMAND,IDM_EXIT,0 .ENDIF .ENDIF .ENDIF .ELSE invoke DefWindowProc,hWnd,uMsg,wParam,lParam
    ret
    .ENDIF xor eax,eax
    ret
    WndProc endp
    end start
    Dialog.rc
    #include "resource.h"
    #define IDC_EDIT 3000 #define IDC_BUTTON 3001 #define IDC_EXIT 3002 #define IDM_GETTEXT 32000 #define IDM_CLEAR 32001 #define IDM_EXIT 32003 MyDialog DIALOG 10, 10, 205, 60 STYLE 0x0004 | DS_CENTER | WS_CAPTION | WS_MINIMIZEBOX | WS_SYSMENU | WS_VISIBLE | WS_OVERLAPPED | DS_MODALFRAME | DS_3DLOOK CAPTION "Our First Dialog Box" CLASS "DLGCLASS" BEGIN EDITTEXT IDC_EDIT, 15,17,111,13, ES_AUTOHSCROLL | ES_LEFT DEFPUSHBUTTON "Say Hello", IDC_BUTTON, 141,10,52,13 PUSHBUTTON "E&xit", IDC_EXIT, 141,26,52,13, WS_GROUP END
    MyMenu MENU BEGIN POPUP "Test Controls" BEGIN MENUITEM "Get Text", IDM_GETTEXT MENUITEM "Clear Text", IDM_CLEAR MENUITEM "", , 0x0800 /*MFT_SEPARATOR*/ MENUITEM "E&xit", IDM_EXIT END END
    Анализ:
    Давайте проанализируем первый пример.

    Этот пример показывает, как зарегистрировать диалоговый шаблон как класс окна и создает "окно" из этого класса. Это упрощает вашу программу, так как вам не нужно создавать дочерние контролы самостоятельно.


    Давайте проанализируем шаблон диалогового окна.
    MyDialog DIALOG 10, 10, 205, 60
    Объявление имя диалога, в данном случае - "MyDialog", за которым следует ключевое слово "DIALOG". Следующие четыре номера - это x, y, ширина и высота диалогового окна в специальных единицах (не в пикселях).
    STYLE 0x0004 | DS_CENTER | WS_CAPTION | WS_MINIMIZEBOX | WS_SYSMENU | WS_VISIBLE | WS_OVERLAPPED | DS_MODALFRAME | DS_3DLOOK
    Объявление стилей диалогового окна.
    CAPTION "Our First Dialog Box"
    Это текст, который появится в title bar'е.
    CLASS "DLGCLASS"
    Это ключевая строка. Ключевое слово 'CLASS' позволяет нам использовать шаблон диалогового окна в качестве класса окна. Следующее слово - это имя "класса окна".
    BEGIN EDITTEXT IDC_EDIT, 15,17,111,13, ES_AUTOHSCROLL | ES_LEFT DEFPUSHBUTTON "Say Hello", IDC_BUTTON, 141,10,52,13 PUSHBUTTON "E&xit", IDC_EXIT, 141,26,52,13 END
    Данный блок определяет дочерние элементы управления в диалоговом окне. Они определены между ключевыми словами BEGIN и END. Общий синтаксис таков:
    control-type "text" ,controlID, x, y, width, height [,styles]
    control-tyрe'ы - это константы компилятора ресурсов, вам нужно свериться с pуководством.
    Теперь мы углубляемся непосредственно в ассемблерный код. Интересующая нас часть находится в структуре класса окна.
    mov wc.cbWndExtra,DLGWINDOWEXTRA mov wc.lpszClassName,OFFSET ClassName
    Обычно этот параметр оставляется равным нулю, но если мы хотим зарегистрировать шаблон диалогового окна как класс окна, мы должны установить это параметр равным DLGWINDOWEXTRA. Заметьте, что имя класса должно совпадать с именем, что определено в шаблон диалогового окна. Остающиеся параметры инициализируются как обычно. После того, как вы заполните структуру класса окна, зарегистрируйте ее с помощью RegisterClassEx. Звучит знакомо. Точно также вы регистрируете обычный класс окна.
    invoke CreateDialogParam,hInstance,ADDR DlgName,NULL,NULL,NULL


    После регистрации "класса окна", мы создаем наше диалоговое окно. В этом примере я создал его как независимое диалоговое окно функцией CreateDialogParam. Эта функция получает 5 параметров, но вам нужно заполнить только первые два: хэндл процесса и указатель на имя шаблона диалогового окна. Заметьте, что 2-ой параметр - это не указатель на имя класса.
    В этот момент, диалоговое окно и его дочерние элементы управления создаются Windows. Ваша процедура окна получит сообщение WM_CREATE как обычно.
    invoke GetDlgItem,hDlg,IDC_EDIT invoke SetFocus,eax
    После того, как диалоговое окно созданно, я хочу установить фокус ввода на edit control. Если я помещу соответвующий код в секцию WM_CREATE, вызов GetDlgItem провалится, так как дочерние окна еще не созданы. Единственный путь сделать это - вызвать эту функцию после того, как диалоговое окно и все его дочерние окна будут созданы. Поэтому я помещаю данные две линии после вызова UpdateWindow. Функция GetDlgItem получает ID контрола и возвращает соответствующий хэндл окна. Так вы можете получить хэндл окна, если вы знаете его control ID.
    invoke IsDialogMessage, hDlg, ADDR msg .IF eax ==FALSE invoke TranslateMessage, ADDR msg invoke DispatchMessage, ADDR msg .ENDIF
    Программа входит в цикл сообщений и перед тем, как мы транслируем и передаем сообщения, мы вызываем функцию IsDialogMessage, чтобы позволить менеджеру диалоговых сообщений обрабатывать логику сообщений за нас. Если эта функция возвращает TRUE, это значит, что сообщение сделано для диалогового окна и обрабатывается менеджером диалоговых сообщений. Отметьте другое отличие от предыдущего туториала. Когда процедура окна хочет получить текст с edit контрола, она вызывает функцию GetDlgItemText, вместо функции GetWindowText. GetDlgItemText принимает ID контрола вместо хэндла окна. Это делает вызов проще в том случае, если вы используете диалоговое окно.
    Теперь давайте перейдем ко второму подходу использования диалогового окна как основного окна. В следующем примере, я создам программно-модальное диалоговое окно. Вы не увидите цикл сообщений или процедуру окна, потому что они не нужны!


    dialog.asm (part 2)
    .386 .model flat,stdcall option casemap:none
    DlgProc proto :DWORD,:DWORD,:DWORD,:DWORD
    include \masm32\include\windows.inc include \masm32\include\user32.inc include \masm32\include\kernel32.inc includelib \masm32\lib\user32.lib includelib \masm32\lib\kernel32.lib
    .data
    DlgName db "MyDialog",0 AppName db "Our Second Dialog Box",0 TestString db "Wow! I' m in an edit box now",0
    .data?
    hInstance HINSTANCE ? CommandLine LPSTR ? buffer db 512 dup(?)
    .const
    IDC_EDIT equ 3000 IDC_BUTTON equ 3001 IDC_EXIT equ 3002 IDM_GETTEXT equ 32000 IDM_CLEAR equ 32001 IDM_EXIT equ 32002
    .code
    start:
    invoke GetModuleHandle, NULL mov hInstance,eax invoke DialogBoxParam, hInstance, ADDR DlgName,NULL, addr DlgProc, NULL invoke ExitProcess,eax
    DlgProc proc hWnd:HWND, uMsg:UINT, wParam:WPARAM, lParam:LPARAM .IF uMsg==WM_INITDIALOG invoke GetDlgItem, hWnd,IDC_EDIT invoke SetFocus,eax .ELSEIF uMsg==WM_CLOSE invoke SendMessage,hWnd,WM_COMMAND,IDM_EXIT,0 .ELSEIF uMsg==WM_COMMAND mov eax,wParam .IF lParam==0 .IF ax==IDM_GETTEXT invoke GetDlgItemText,hWnd,IDC_EDIT,ADDR buffer,512 invoke MessageBox,NULL,ADDR buffer,ADDR AppName,MB_OK .ELSEIF ax==IDM_CLEAR invoke SetDlgItemText,hWnd,IDC_EDIT,NULL .ELSEIF ax==IDM_EXIT invoke EndDialog, hWnd,NULL .ENDIF .ELSE mov edx,wParam shr edx,16 .if dx==BN_CLICKED .IF ax==IDC_BUTTON invoke SetDlgItemText,hWnd,IDC_EDIT,ADDR TestString .ELSEIF ax==IDC_EXIT invoke SendMessage,hWnd,WM_COMMAND,IDM_EXIT,0 .ENDIF .ENDIF .ENDIF .ELSE mov eax,FALSE ret .ENDIF mov eax,TRUE
    ret
    DlgProc endp
    end start
    dialog.rc (part 2)
    #include "resource.h"
    #define IDC_EDIT 3000 #define IDC_BUTTON 3001 #define IDC_EXIT 3002 #define IDR_MENU1 3003 #define IDM_GETTEXT 32000 #define IDM_CLEAR 32001 #define IDM_EXIT 32003 MyDialog DIALOG 10, 10, 205, 60 STYLE 0x0004 | DS_CENTER | WS_CAPTION | WS_MINIMIZEBOX | WS_SYSMENU | WS_VISIBLE | WS_OVERLAPPED | DS_MODALFRAME | DS_3DLOOK CAPTION "Our Second Dialog Box"


    MENU IDR_MENU1 BEGIN EDITTEXT IDC_EDIT, 15,17,111,13, ES_AUTOHSCROLL | ES_LEFT DEFPUSHBUTTON "Say Hello", IDC_BUTTON, 141,10,52,13 PUSHBUTTON "E&xit", IDC_EXIT, 141,26,52,13 END
    IDR_MENU1 MENU BEGIN POPUP "Test Controls" BEGIN MENUITEM "Get Text", IDM_GETTEXT MENUITEM "Clear Text", IDM_CLEAR MENUITEM "", , 0x0800 /*MFT_SEPARATOR*/ MENUITEM "E&xit", IDM_EXIT END END
    Анализ:
    DlgProc proto :DWORD,:DWORD,:DWORD,:DWORD
    Мы объявляем прототип функции для DlgProc, так что мы можем ссылаться на нее оператором addr:
    invoke DialogBoxParam, hInstance, ADDR DlgName,NULL, addr DlgProc, NULL
    В вышеприведенной строке вызывается функция DialogBoxParam, которая получает 5 параметров: хэндл процесса, имя шаблона диалогового окна, хэндл родительского окна, адрес процедуры диалогового окна и специальные данные для диалогового окна. DialogBoxParam создает модальное диалоговое окно. Она не возвращается, пока диалоговое окно не будет уничтожено.
    .IF uMsg==WM_INITDIALOG invoke GetDlgItem, hWnd,IDC_EDIT invoke SetFocus,eax .ELSEIF uMsg==WM_CLOSE invoke SendMessage,hWnd,WM_COMMAND,IDM_EXIT,0
    Процедура диалогового окна выглядит как процедура окна, не считая того, что она не получает сообщение WM_CREATE. Первое сообщение, которое она получает - это WM_INITDIALOG. Обычно вы помещаете здесь инициализационный код. Заметьте, что вы должны вернуть в eax значение TRUE, если вы обрабатываете это сообщение.
    Внутренний менеджер диалогового окна не посылает нашей процедуре сообщение WM_DESTROY, а вот WM_CLOSE шлет. Поэтому если мы хотим отреагировать на то, что юзер нажимает кнопку закрытия на нашем диалоговом окне, мы должны обработать сообщение WM_CLOSE. В нашем примере мы посылаем сообщение WM_CLOSE со значение IDM_EXIT в wParam. Это произведет тот же эффект, что и выбоp пункта 'Exit' в меню. EndDialog вызывается в ответ на IDM_EXIT.
    Обработка сообщений WM_COMMAND остается такой же.
    Когда вы хотите уничтожить диалоговое окно, единственный путь - это вызов функции EndDialog. Hе пробуйте DestroyWindow! EndDialog не уничтожает диалоговое окно немедленно. Она только устанавливает флаг для внутреннего менеджера диалогового окна и продолжает выполнять следующие инструкции.
    Теперь давайте изучим файл ресурсов. Заметное изменение - это то, что вместо использования текстовой строки в качестве имени меню, мы используем значение IDR_MENU1. Это необходимо, если вы хотите прикрепить меню к диалоговому окну, созданному DialogBoxParam'ом. Заметьте, что в шаблоне диалогового окна вы должны добавить ключевое слово 'MENU', за которым будет следовать ID ресурса меню.
    различие между двумя примерами в этом туториале, которое вы можете легко заметить - это отсутствие иконки в последнем примере. Тем не менее, вы можете установить иконку, послав сообщение WM_SETICON диалоговому окну во время обработки WM_INITDIALOG.
    [C] Iczelion, пер. Aquila.

    Содержание раздела